Выбор бизнес подарка не такое простое дело как может показаться на первый взгляд. Если подарок для семьи или друзей в первую очередь должен понравиться тому, кому его дарят (причем его заране можно спросить о желаниях), то в деловых отношениях важно соблюдать правила этикета. В противном случае вместо укрепления отношений можно добиться прямо противоположного.
Каковы правила бизнес этикета?
Ели речь идет о подарках внутри коллектива, то важно учитывать служебную иерархию. Сотрудники не должны дарить индивидуальные подарки руководителю, но они могут сделать подарок от всего коллектива. Это особенно уместно к праздникам, таким как Новый год, день рождения, юбилей компании, а также 23 февраля и 8 марта. Начальник может подарить что-то сотруднику, если для этого есть весомый и официальный повод — юбилей (не просто день рождения, а именно значимая дата), свадьба, рождение ребенка, выход на пенсию. Или в случае если сотрудник действительно что-то значимое для компании: заключил удачную сделку, увеличил продажи или разработал какое-то полезное нововведение. В этом случае подарок выступает в качестве поощрения. Если дарить подарки кому-либо из сотрудников без видимого повода, то можно создать почву для ненужных сплетен, домыслов и раздоров. А вот коллективные подарки с корпоративной символикой, напротив, объединяют и вызывают чувство общности, единения, командного духа.
Для этих целей отлично подойдут какие недорогие, но функциональные с символикой компании: футболки, кружки, визитницы, кошельки, ежедневники, брелки для ключей, чехля для телефонов, коврики для мыши, флэшки и тому подобное. Выбор лучше остановить на предметах, которыми пользуются все или на том, то всегда пригодится.
Что дарить начальнику?
Подарок начальнику должен «иметь лицо», то есть четко показывать, что он адресован конкретному человеку. Здесь важно знать личные предпочтения руководителя и его индивидуальные особенности. От ироничных подарков лучше сразу отказаться, юмор люди воспринимают по-разному, и всегда есть шанс, что начальство может не понять шутку, что, в свою очередь негативно скажется на отношении к сотрудникам.
Лучше остановиться на чем-то классическом. Отличным вариантом будет не очень дорогая антикварная вещь. Это всегда выглядит солидно и достойно. Даже если Вы не угадаете вкус начальника в отношении декора квартиры, то место в кабинете такому подарку всегда найдется.
Второй беспроигрышный вариант — подарок, связанный с хобби руководителя. Если он (она) увлекаются дайвингом, горными лыжами, йогой или еще каким-то видом активного отдыха, то в качестве подарка можно подобрать аксессуар или элемент снаряжения. Также будут уместны сувениры с символикой этого хобби.
Но если Вы не очень уверены, в том, что знаете вкусы и увлечения своего босса, то выбирайте аксессуары из стекла, металла или натуральной кожи. В этом случае благородство материала уже работает на Вас. Это всегда выглядит дорого и солидно, но самое главное, вы не нарушите деловой этикет. В качестве подарка подойдут и подарочные наборы (портмоне, ежедневник, визитница), выполненные в одном стиле, массивные и богато декорированные фотоальбомы, пресс-папье, украшения для интерьера с памятной гравировкой.
Что можно дарить бизнес-партнерам?
Подарки партнерам, пожалуй, один из самых неоднозначных видов бизнес-подарков. С одной стороны бизнес-партнеры не связаны столь тесно как сотрудники одной компании, с другой стороны, есть большая совершить ошибку при выборе и быть неправильно понятым, что может повлиять и на отношения в бизнесе.
Избежать конфуза поможет та же рекомендация, что и в отношении подарков боссу: выбирайте классику. Даже если вы не знаете вкусов и предпочтений своих бизнес-партнеров, смело можете остановить свой выбор на канцелярских принадлежностях и украшениях для интерьера. Главное, чтобы эти предметы были выполнены их качественных и дорогих материалов. Натуральная кожа, натуральный камень, например, мрамор или яшма, металл, стекло — это материалы вне времени и моды. Изделия из них подчеркивают Ваше уважение к получателю подарка и серьезность намерений.
Что могут дарить сотрудники друг другу?
Внутри коллектива сотрудники, находящиеся на одном уровне корпоративной иерархии, обычно дарят другу подарки на праздники, такие как Новый год, 23 февраля и 8 марта или профессиональные праздники. В этом случае вполне уместны будут корзины сладостей или фруктов, красивые букеты цветов или модные сейчас букеты из конфет, полезные мелочи, такие как флэшки или ключницы, а также подарочные сертификаты. Более дорогой подарок сослуживцы могут подарить коллеге в случае какого-то значимого личного события — дня рождения, пополнения в семье, свадьбы. Здесь многое зависит от отношений в коллективе, но в этом случае к подарку можно отнестись более творчески, не боясь нарушить этикет.
Помните, что бизнес-подарки дарят не только для того, чтобы сделать приятное. В этом символическом действе заложено очень много смыслов и скрытых посланий. Это и признание заслуг получателя подарка, и намек на желаемое сотрудничество, и проявление уважение, и примирение в случае конфликта, и демонстрация себя как более выгодного бизнес-партнера, и многое другое. Очень важной составляющей является маркетинг. Подарки могут быть выполнены в фирменном стиле компании, в этом случае несут и дополнительную рекламную функцию, напоминая владельцу подарка и его окружению о компании дарителя. Поэтому важно наносить на бизнес-подарки персонализацию в виде названия и логотипа.